Новости

Маркировка рекламы в 2023 году: что нужно знать маркетологам, бизнесу, подрядчикам

По закону нужно маркировать и заносить в систему каждый пост в соцсетях и даже статьи в блоге. Или нет? Разбираемся с экспертами.

Что такое маркировка рекламы и для чего она нужна

В сентябре 2022 года вступили в силу новые положения ФЗ «О рекламе». Теперь нужно маркировать рекламу и передавать данные о ней в ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы.

В реестре хранят все данные о рекламе: кто её распространяет, где её размещают, сколько денег на это потрачено и так далее. Напрямую данные в ЕРИР передавать нельзя. Это делают через оператора рекламных данных (ОРД) — с ним нужно заключить договор.

Чтобы маркировать рекламу, нужно:

  • получить в личном кабинете ОРД уникальный буквенно-цифровой идентификатор (токен);
  • разместить токен в объявлении — например, в кликабельной ссылке, в тексте или поверх изображения;
  • разместить на объявлении маркер «Реклама»;
  • разместить на объявлении информацию о рекламодателе.

Так выглядит маркированное рекламное объявление — есть подпись «Реклама», сведения о рекламодателе и токенСкриншот: Telegram / ASAP Digital

Токен — ID-код для идентификации рекламы. Это буквенно-цифровое обозначение, которое размещают в кликабельной ссылке, ведущей с креатива (рекламы) на сайт рекламодателя. Если ссылка не предусмотрена, токен добавляют в текстовую часть креатива — например, в текст поста, описание видео или комментарий к нему.

Подробнее о том, как получить токен и где его разместить, будем говорить ниже.

По заявлению Роскомнадзора, маркировка рекламы нужна для того, чтобы повысить прозрачность рекламного рынка и защитить права потребителей. Также она должна упростить борьбу с мошенниками и запрещённым контентом.

Кроме того, с помощью маркировки рекламы Федеральная налоговая служба будет контролировать уплату налогов — она получит доступ к данным из ЕРИР.

Что нужно маркировать: требования к маркировке рекламы в 2023 году

Маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ.

По закону к рекламе относят любую информацию, которая соответствует трём критериям:

1) распространяется для того, чтобы привлечь внимание к рекламируемому объекту;

2) направляется неопределённому кругу лиц;

3) передаётся любыми способами и в любой форме.

Например, объявления в «Яндекс Директе» и упоминания в видео на ютуб-каналах блогеров — это реклама.

То есть маркировать нужно любые объявления и публикации — платные и бесплатные, — которые продвигают товар или услугу. Например:

  • статичные баннеры — при этом каждому варианту отображения нужно присваивать отдельный токен;
  • видеоролики, посты, эфиры, истории в социальных сетях;
  • тизеры, гиперссылки, QR-коды, которые обращают внимание пользователей на объект.

Саморекламу на личном сайте тоже лучше маркировать — согласно письму Роскомнадзора, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может признать её рекламой.

Не нужно маркировать:

  • рекламу собственных товаров в email-рассылках и пуш-уведомлениях для своей базы клиентов;
  • рекламу в составе теле- и радиопередач, которую публикуют в интернете без изменений в сравнении с первоисточником;
  • социальную рекламу — это реклама, которую создают, чтобы менять поведение людей в социуме. К социальной рекламе относятся, например, баннеры об опасности вождения в нетрезвом виде.

Как мы говорили выше, точных рекомендаций по некоторым деталям маркировки ещё нет. Например, до конца не понятно, нужно ли маркировать рекламу в статьях своего блога, нативную рекламу в других блогах без ссылок на рекламодателя или прямые эфиры в соцсетях.

Поэтому сейчас большинство рекламодателей маркируют только таргетированную рекламу, контекстную и видеорекламу.

2023-09-04